О результатах областного социологического исследования среди школьников на тему: «Движение – жизнь»

Движение — это жизнь… Кому принадлежит эта фраза, никто уже не припомнит, но в справедливости этого высказывания никто не сомневается.

Подводя итог проведенного исследования, обозначим полученные в ходе него выводы:

  • две трети школьников время от времени делают утреннюю зарядку. Каждый пятый – ежедневно. По мере взросления ребята все чаще пренебрегают утренней зарядкой;
  • абсолютное большинство респондентов (93,2%) посещают уроки физкультуры в школе;
  • 71,7% школьников занимаются спортом дополнительно к основным урокам физкультуры в школе: каждый пятый посещает спортивный кружок в школе, каждый третий самостоятельно занимается спортом,  столько же посещают спортивные секции и\или тренажерные залы. Мальчики чаще девочек  занимаются спортом.  Старшеклассники чаще предпочитают самостоятельно заниматься спортом, ученики младших классов выбирают в данном случае  спортивные секции;
  • каждый десятый участник опроса ежедневно дополнительно занимается  спортом, столько же 5-6 раз в неделю, остальные 1-4 раза в неделю.
  • 85,6% школьников уделяют физической активности (физические упражнения, ходьба, бег, танцы, спорт и т.д.) не менее 20 минут в день;
  • Выходные дни две трети школьников предпочитают проводить активно (прогулки, общение с друзьями, спорт, танцы, помощь родителям, подвижные игры, и т.д.), остальные любят просто спокойно отдыхать (чтение, просмотр ТВ, игры и видео в Интернете, сон и т.д.);
  • Свободное время школьники предпочитают проводить с друзьями, заниматься спортом, играть на улице, «зависать» в современных гаджетах;
  • две трети школьников отметили, что по месту их жительства есть благоустроенные дворовые площадки, стадион, беговые дорожки, физкультурно-оздоровительные учреждения, центры и кружки детского творчества, зоны отдыха для детей и семей с детьми, у каждого второго в населенном пункте построены велосипедные дорожки, есть пункты проката спортивного инвентаря. При этом только чуть более трети опрошенных  сказали, что регулярно пользуются этой инфраструктурой. Наибольшей популярностью у ребят пользуются стадионы, беговые дорожки, физкультурно- оздоровительные учреждения, зоны отдыха;
  • 89,5% школьников считают, что физическая активность способствует улучшению здоровья.

 

Проведенное исследование в целом не выявило серьезных проблем в

двигательной активности школьников. Абсолютное большинство ребят соблюдают необходимый минимум ежедневной физической нагрузки. Однако многие на этом и останавливаются. Так, треть школьников кроме уроков физкультуры дополнительно не занимаются спортом, практически каждый второй уделяет физической нагрузке всего лишь  от 1 до 3 часов в неделю, активное игры на улице занимают  столько же времени, сколько и компьютерные игры в повседневности школьников; по мере взросления подростки все меньше уделяют внимание  физическим упражнениям.

Все эти «звоночки» свидетельствуют о том, что проблема есть, и ее надо решать комплексно. Важно, чтобы занятия спортом для детей были интересными и главное их личным выбором. А это возможно сделать, прежде всего, через воздействие на когнитивный компонент ребенка (знание и понимание важности физической активности для здоровья).

Необходимым является дальнейшее развитие в городах и  сельской местности спортивной инфраструктуры, в первую очередь, создание в шаговой доступности малых спортивных объектов (благоустроенных спортивных площадок во дворах и парках города, велосипедных и беговых дорожек, турников и т.п.). Для широкого распространения среди детей занятий физической культурой и спортом важным направлением деятельности является обеспечение финансовой доступности спортивно-оздоровительных учреждений и услуг для различных социально-демографических групп населения.

 

 

Социолог отдела

общественного здоровья

УЗ «МОЦГЭ и ОЗ»                                                                     Богданова М.А.